От редактора

С.А.Голохвастова
главный редактор журнала «Сельскохозяйственные вести»

От редактора

Проблема фальсификации молочной продукции – снова одна из самых обсуждаемых в отрасли. Поводом для новой волны дискуссий, по-видимому, стало выступление главы холдинга «ЭкоНива» Штефана Дюрра на заседании Совета Федерации, который призвал российских сенаторов принять меры для борьбы с молочным фальсификатом. 

Напомним, что под фальсификатом подразумевается умышленно изменённая (поддельная) или имеющая скрытые свойства и качество продукция. Цель фальсификации – получение прибыли за счёт использования некачественного и дешёвого сырья, в основном, растительных жиров.

Может быть, доля фальсификата незначительна, и не стоит об этом говорить? Оценки даются самые разные – и 10%, и 20%. Причём, по мнению специалистов, за последние годы качество продукции сильно ухудшилось, а доля фальсификата увеличилась. На это указывает рост закупок растительных масел некоторыми переработчиками, у которых при этом закупки молока снижаются, а производство продукции растёт. Некоторые переработчики пошли еще дальше! Есть компании, которые молоко вообще не закупают, но молочную продукцию производят, да ещё и увеличивают объёмы производства. Точную цифру по доле фальсификата знает контролирующий безопасность пищевой продукции Роспотребнадзор, который в конце прошлого года исследовал образцы молочной продукции в одном магазине. Выяснилось, что всего 7% молока и 8% сыра содержали растительные жиры. Хотите – верьте, хотите – нет, что ситуация по всей стране примерно такая же.

Как известно, корова даёт натуральное молоко. Фальсификатом становится молочная продукция во время переработки. Казалось бы, как эта проблема может отразиться на производителях молока, и почему они должны быть обеспокоены этим? Причин для беспокойства много. Самое главное, что из-за вброса на рынок большого количества фальсификата снижается цена на сырое молоко, страдает рентабельность его производства. Недобросовестному бизнесу молоко становится ненужным. Ведь есть дешёвые растительные жиры, из которых, главным образом, и состоит производимая ими так называемая молочная продукция. Натурального молока в такой «молочке» совсем немного. Получается, что если молоко не нужно и производить его невыгодно, значит, не нужны и коровы. Чтобы не нести убытки – проще животных пустить под нож, что уже и происходит в небольших хозяйствах.

Недобросовестная конкуренция наносит урон всем участникам внутреннего рынка, мешает развитию экспортного потенциала, где нужно обеспечивать стабильно высокое качество молочной продукции. И как тут ни вспомнить призыв из мультфильма, ставший лозунгом на долгие годы, – «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!». А когда молоко молоку – рознь, подумаешь, стоит ли приобретать такой продукт. Опасности для жизни и здоровья потребителей в сфальсифицированной молочной продукции, возможно, и нет, как нет и пользы, а надувательство точно есть. Так дело дойдёт до того, что настоящее, натуральное молоко станет эксклюзивным, а значит, дорогостоящим деликатесом, а не продуктом массового потребления.

Наличие значительных объемов фальсификата, разговоры о массовых подделках молочной продукции, безусловно, портят имидж отрасли и подрывают доверие к ней в обществе. При этом многие эксперты считают, что проблему надо решать только в узком кругу специалистов. По мнению гендиректора холдинга «Трио» Евгении Уваркиной, бороться с фальсификатом надо «быстро, тихо и жёстко». Такая же позиция и у Минсельхоза, её озвучил на съезде «Союзмолока» руководитель аграрного ведомства Дмитрий Патрушев: «Неотвратимость ответственности должна быть понятна всем тем, кто занимается непонятно чем. Позиция Минсельхоза достаточно жёсткая, мы предлагали и предлагаем еще более строго наказывать тех, кто занимается фальсификатом». Штрафы за обман должны быть не смехотворными, а заградительными, значительно уменьшающими прибыль от производства фальсифицированной продукции или вовсе делающими её производство невыгодным. В Минсельхозе также обсуждаются меры вплоть до изъятия оборудования, на котором производятся «неправильные» молочные продукты.

Действенным механизмом для борьбы с недобросовестными игроками рынка может стать система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», которая сейчас внедрена для сырого молока. С апреля 2019 года планируется начать сертификацию готовой молочной продукции в ЭВС, о чём также сообщил Дмитрий Патрушев. Работа, учитывая огромный объём информации, будет проводиться поэтапно, но до конца этого года вся молочная продукция должна появиться в системе сертификации.

Для защиты интересов добросовестных отечественных производителей, переработчиков и потребителей, видимо, нужно идти дальше. Так, в Германии совсем недавно принят закон, по которому молоком может называться только молоко животного происхождения, а не соевое, миндальное или рисовое «молоко». Производство молочных продуктов из растительных жиров никто не запрещает, но тогда не надо называть их молочными. Необходимо честно признавать и указывать в документации и крупным шрифтом – на упаковке, что это молокосодержащий, молокоподобный, напоминающий молоко (по цвету, например) продукт. И тогда у потребителя будет выбор, что покупать – дешёвый суррогат или натуральное молоко.

Всё-таки хотелось бы восстановить доброе имя Молока – того, что мы так любим с детства, которое дарит пользу и здоровье!

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

EuroTier 2018: животноводство 4.0

EuroTier 2018: животноводство 4.0

С.А.Голохвастова

Ведущая международная платформа инноваций и стратегий для животноводства – это EuroTier. В этот раз выставка прошла под девизом «Цифровое животноводство».

Овощное конфетти

Овощное конфетти

М.И.Иванова

ВНИИ овощеводства – филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр овощеводства»

Микрозелень представляет собой новый класс специализированной культуры, определяемой как нежная незрелая зелень, полученная из семян овощей, трав или злаков, включая дикие виды.

С BASF ваши поля под надежной защитой

С BASF ваши поля под надежной защитой

Вопросам современной защиты растений была посвящена встреча экспертов компании BASF со специалистами по защите растений.