От редактора

От редактора

На пороге ВТО Всемирная торговая организация (ВТО) – последняя крупная международная организация, членом которой не является Россия. А ведь более 95% мировой торговли осуществляется 153 странами, входящими в ВТО. Срок вступления в ВТО, обычно измеряемый шестью годами, у России растянулся на 18 лет. Ратифицировать решение министерской конференции ВТО о присоединении к этой организации должен наш парламент в июне 2012 года. Одним из направлений переговорного процесса по вступлению в ВТО были переговоры по обязательствам в области сельского хозяйства. Однозначной оценки последствий вступления России в ВТО у специалистов нет. Одни считают, что для сельского хозяйства ничего особенно не изменится. Другие думают, что ВТО приведет к краху отрасли. Истина, видимо, находится где-то посередине. Что касается мер поддержки российского сельхозпроизводителя, то здесь можно выделить два основных блока: первый – внутренняя поддержка, второй – экспортные субсидии. Внутренняя поддержка делится на «зеленую» и «жёлтую» корзины. «Желтая» корзина подразумевает прямые дотации сельхозпроизводителям, «зеленая» - косвенные. Косвенные меры поддержки могут применяться без ограничений. В качестве примера можно привести поддержку создания и поддержания инфраструктуры, компенсации потерь в случае стихийных бедствий, страхования доходов сельхозпроизводителей, научных исследований, подготовки кадров и т.п. Прямые дотации – это меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю. При вступлении в ВТО Россия должна сократить меры именно «желтой» поддержки. Среди них преференции для какого-то конкретного продукта или товара – это может быть ценовая поддержка интервенционной закупки какого-либо товара, субсидии на отдельные виды продукции, компенсации части стоимости комбикормов, минеральных удобрений и т.д. Следует отметить, что в России больше 90% мер поддержки относится к поддержке без привязки к конкретному товару – второму виду. Это - льготы по оплате стоимости ГСМ и электроэнергии, кредиты, предоставляемые агропроизводителям на льготных условиях. Очевидно, что вступление России в ВТО изменит структуру господдержки отечественного агропромышленного комплекса, как бы ни назывались его разновидности. Объёмы же поддержки сельского хозяйства при вступлении в ВТО зафиксированы на уровне 9 млрд долларов, в то время как сейчас на развитие АПК тратится чуть больше 3 млрд долларов в год. Даже при снижении разрешенной помощи за период с 2013 до 2017 года до 4,4 млрд долларов остаётся значительный запас. Проблема в том, что бюджет у нас не такой большой, как хотелось бы, а на сельское хозяйство выделяется только небольшая его часть (1,2%), поэтому не можем воспользоваться правом на большую поддержку. Экспортные субсидии в России не использовались и использоваться не будут. А вот импортные квоты при ввозе говядины, свинины и мяса птицы будут применяться и дальше. Получается, что наша страна уже выполняет все условия ВТО, касающиеся господдержки сельского хозяйства. Поэтому на отечественном АПК вступление России в ВТО в этом плане не отразится никак. С другой стороны, Россия получит возможность вести полноправные переговоры о поставках нашей продукции на рынки стран ВТО. На сегодня Россия - крупный экспортер зерна, потенциальный экспортер мяса птицы, а в дальнейшем, возможно, и других продуктов. Поэтому ВТО для сельхозпроизводителей – это возможность расширения рынков сбыта. Правда, российский рынок окажется более открытым для импорта, а конкуренция на нём ужесточится. И это может стать настоящей проблемой. Особенно это коснётся мелких производителей, например, фермеров, которым придётся искать варианты объединения для выхода на рынки сбыта. Для одних предприятий это будет серьезный вызов, для других - новые возможности, а для неэффективных компаний - последний шанс подумать о модернизации бизнеса. Неэффективные, неустойчивые, неконкурентоспособные предприятия проигрывать будут даже не импорту, а эффективному отечественному производителю. Уже сейчас надо создавать государственную систему продвижения качественных отечественных продуктов питания, чтобы потребители своим кошельком не «голосовали» за зарубежные продукты, а поддерживали нашего производителя. Российское сельское хозяйство постепенно учится использовать современные технологии и конкурентные преимущества, но это требует времени. Надеемся, что интеграция в мировую экономику станет новым толчком к развитию, а не поводом опускать руки. Пора начинать пользоваться теми преимуществами и возможностями российского сельского хозяйства, которые у него имеются.

 

Светлана Голохвастова

главный редактор журнала «Сельскохозяйственные вести»

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Работать на перспективу

Работать на перспективу

В конце 2011 года 80-летний юбилей отметило ЗАО «Племенной завод «Приневское», история которого началась  в 1931 году с создания совхоза «Красный Октябрь».

Регламенты производства органической продукции в России

Регламенты производства органической продукции в России

С.А.Доброхотов

к. с.-х. н. , докторант СПбГАУ

А.И.Анисимов

заведующий кафедрой биологической защиты растений СПбГАУ

По данным публикаций немецкого научно-исследовательского института биологического земледелия (FIBL) за 2011 год, площади под органическим земледелием в России меняются следующим образом: 2005 г. - 4049 га, 2006 г. - 3192 га, 2007 г. – 33801 га, 2008 г. – 46962 га, 2009 г. – 78449 га (0,047% сельхозугодий).

Государственная программа – 2020

Государственная программа – 2020

27-28 февраля 2012 года в Уфе состоялся Всероссийский аграрный форум, на котором министр сельского хозяйства России Елена Скрынник представила основные положения государственной программы развития АПК до 2020 года. Представляем фрагмент ее выступления.