Анализ реформы ветеринарного законодательства

С.В.Щепёткина

к.вет.н., руководитель ООО «НКЦ РТСТ»

Анализ реформы ветеринарного законодательства

Качественная организация ветеринарного дела на региональном уровне позволит обеспечить здоровье животных, выпуск безопасной продукции и защиту людей от зоонозов. 

В 2020 году для реализации механизма «регуляторной гильотины» – отмены и пересмотра всех нормативно-правовых актов советских времен – Правительством Российской Федерации было сформировано 40 рабочих групп. Однако если в сфере обеспечения здоровья человека создано две рабочие группы – «Здравоохранение» и «Санитарно-эпидемиологический надзор», то в ветеринарии, отвечающей за здоровье животных, птиц, рыб, пчел, выпуск полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, создана всего одна – «Животноводство и растениеводство».

Участниками, имеющими право голоса, стали руководители Россельхознадзора и различных ассоциаций и союзов – экономисты, юристы, инженеры, лингвисты, журналисты и люди других профессий. Профильные эксперты по ветеринарии участвуют в подготовке заключений к законопроектам на общественных началах и права голоса не имеют.

1 января 2021 года было отменено более 800 документов ветеринарного законодательства, на протяжении десятилетий обеспечивающего юридическую основу ветеринарного дела в стране. 

Защищены от особо опасных?

Итоги деятельности в части нормативного регулирования в ветеринарии подвел в недавнем выступлении министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, отметив, что «… постоянно совершенствуется нормативная база по ветеринарии. Так, с 2020 года приняты и актуализированы 44 ветеринарных правил по борьбе с болезнями животных». Но что такое 44 ветеринарных правил в контексте 175 болезней основных государственных перечнях заразных болезней животных, птиц, рыб, пчел, по которым необходимо поддерживать ветеринарное благополучие страны?!

В приказе Минсельхоза от 09.03.2011 года № 62, по которому, согласно статье 1 закона РФ «О ветеринарии», должны осуществляться реализация мероприятий по предупреждению заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства, отмечается всего 110 болезней.

Смотрим далее. В приказе № 476 от 19.12.2011 г. с перечнем карантинных и особо опасных болезней упоминается 87 нозоологических единиц. Спустя 4 года, в приказе № 635 от 14.12.2015 г., в соответствии с которым проводится регионализация территории РФ, указана 141 болезнь. В то же время в федеральную государственную информационную систему ФГИС «ВетИС» внесено уже 155 названий болезней. Предложение унифицировать перечни заразных болезней и системно формировать ветеринарное законодательство эксперты по ветеринарии представили еще до отмены всех нормативно-правовых актов. Последнее совещание с Департаментом ветеринарии по данному вопросу состоялось 13 января, подготовка предложений для Минэкономразвития - 12 мая этого года, однако предложения игнорируются и отвергаются по различным причинам. Например. что формирование перечней не является предметом регулирования ветеринарных правил или предметом обсуждения по данному вопросу. На этом фоне рабочая группа «Животноводство и растениеводство» без замечаний утверждает проект федерального закона о наделении Россельхознадзора полномочиями по проведении дезинфекции въезжающих в страну транспортных средств в автомобильных и смешанных пунктах пропуска через государственную границу по еще одному перечню, который разработает Минсельхоз и выделении на это 457 миллионов рублей из государственной программы развития АПК.

Интересно, что во всех перечнях и ФГИС «ВетИС» совпадают названия только 80 болезней, при этом ни в одном из перечней не содержится 19 болезней из списка ВООЗЖ. Все перечни заразных болезней сформированы по алфавиту, а самый главный перечень страны в приказе Минсельхоза № 62 – в хаотичном порядке. На мой взгляд, логичнее было бы унифицировать главный классификатор заразных болезней страны и системно формировать ветеринарное законодательство по видам животных.

В том же выступлении Д.Н.Патрушев сообщил, что «самообеспеченность по вакцинам от особо опасных и карантинных болезней уже стопроцентная». Вместе с тем, согласно приказу № 476 от 19.12.2011 в России всего 11 особо опасных и карантинных болезней (африканская чума свиней, бешенство, блютанг, высокопатогенный грипп птиц, оспа овец и коз, сап, сибирская язва, чума верблюдов, чума крупного рогатого скота, чума мелких жвачных и ящур).

Однако вакцина против АЧС до сих пор не изобретена, вакцинация промышленного поголовья против гриппа птиц запрещена. И получается, что Россия обеспечивает себя вакцинами только против 9 особо опасных и карантинных болезней.

Вместе с тем, согласно классификации Всемирной организации по охране здоровья животных (ВООЗЖ) в мире контролируется 119 болезней животных, имеющих межгосударственное значение, тенденцию к массовому распространению и высокий зоонотический потенциал (опасность для людей). Ряд из них может быть смертельно опасными и быстро распространяться на уровне отдельной страны или зоны. 

Роль диагностики

Более того, с 2020 года не актуализирован ни один ГОСТ, ни одни методические указания по диагностике инфекционных болезней животных, птиц, рыб, пчел. В область аккредитации ветеринарных лабораторий страны входят МУКи и ГОСТы 30-50-летней давности. Например, диагноз на болезнь Ауески устанавливался в Ленинградской МВЛ по методическим указаниям 1978 года, разработанным еще до изобретения ПЦР.

Ведь абсолютно понятно, что современная диагностика должна предотвращать причины массового распространения заразных заболеваний сельскохозяйственных животных, а значит, не допускать выпуск опасной в ветеринарном отношении продукции, создающей угрозу здоровью людей. Вместе с тем на предложения актуализации диагностических мероприятий Департамент ветеринарии отвечает, что это не является предметом регулирования ветеринарных правил. А что же тогда является? 

Ветеринарные правила по борьбе с заразными болезнями несовершенны

Из всех новых ветеринарных правил по борьбе с заразными болезнями животных, к удивлению специалистов, удалены эпизоотические данные, описание клинических признаков у разных видов животных, дифференциальный диагноз, адекватные профилактические мероприятия по предотвращению возникновения заболевания. Оставлены лишь необходимость соблюдения ветеринарных правил по регионализации, обязанность предъявлять животных госветслужбе для осмотра, сообщать даже об изменении в поведении и хранить трупы в местах гибели животных.

При этом во все ветеринарные правила по борьбе с болезнями животных внесен новый, считаю, совершенно ненужный раздел «Мероприятия при подозрении на болезнь». Он предусматривает отбор проб и полную приостановку экономической деятельности хозяйствующего субъекта до получения результатов лабораторных исследований.

Надо ли кого-то убеждать, что раздел с подобной формулировкой провоцирует коррупционную составляющую и сокрытие болезней собственниками животных?! Аргументом Департамента ветеринарии является предотвращение распространения болезней, однако на вопрос: почему же агропредприятия не останавливают деятельность на время проведения диагностических исследований – ответа не получили до сих пор.

Основы обеспечения ветеринарной безопасности страны были заложены сразу после революции 1917 года и развивались на протяжении всего времени. Например, к концу 1980-х в СССР были ликвидированы все особо опасные болезни, мы оказывали помощь развивающимся странам и снабжали вакцинами против особо опасных болезней полмира. Сразу после войны в Союзе были построены 24 биофабрики. Для сравнения, в современной России действует всего 6 государственных биофабрик.

В конце марта нынешнего года Правительство, наконец, утвердило новый план по ветеринарной безопасности страны. Вице-премьер Виктория Абрамченко сказала в своем комментарии: «В документе сформирован комплекс организационных, противоэпизоотических мероприятий, строгое выполнение которых позволит предотвратить возникновение и снизить распространение особо опасных болезней животных».

Очень хотелось бы надеяться, что так и случится. Но вопросы все равно остаются. И один из главных – кадры. 

Чему и как учить будем?

В 2021 году было принято неоднозначное решение объединить в один профессиональный стандарт специальности «Ветеринарный врач» и «Ветеринарный фельдшер». Но этого реформаторам показалось мало, и они решили сюда же присоединить техников-осеменаторов, грумеров и фермеров. Вот это по-новаторски! А ничего, что в медицине, обеспечивающей здоровье людей, существует 88 профессиональных стандартов!

Еще о кадрах. Известный факт, что подавляющее большинство молодых преподавателей вузов никогда не работало на производстве. Об отсутствии адекватной подготовки ветеринарных специалистов для работы в промышленном животноводстве свидетельствует анализ учебных планов и опрос выпускников вузов и СПО из 11 регионов России (Архангельск, Воронеж, Ивановская область, Курск, республика Марий-Эл, Москва, Нижегородская область, Санкт-Петербург, Севастополь, Ростовская область, Челябинская область). Так, за последние 10 лет длительность производственной практики сократилась в 2-3 раза, а большинство выпускников проходило ее в ветеринарных клиниках по лечению домашних животных, так как нет возможности проходить постоянное обучение в условиях производства.

Не лучше обстоят дела и в ветеринарной науке. Если в самое ближайшее время не восполнить кадровый состав ученых и преподавателей в сфере ветеринарии, то через 10-20 лет некому будет работать в промышленном агропроизводстве. 

Региональное законодательство

Разрушение ветеринарии недопустимо, это угрожает безопасности страны. Бессистемный подход к формированию ветеринарного законодательства приводит к распространению массовых заразных болезней. Решением, на наш взгляд, может стать формирование регионального ветеринарного законодательства и адекватного ветеринарного обеспечения на местах. Качественная организация ветеринарного дела на региональном уровне позволяет обеспечить здоровье животных, выпуск безопасной продукции и защиту людей от зоонозов. Начать его следует с анализа региональных особенностей ведения животноводства и целевого обучения ветеринарных врачей с учетом этих факторов. Такой подход предполагает обязательное наличие в каждом регионе собственной развитой лабораторной инфраструктуры.

Только в этом случае можно говорить о полноценной системе в реализации основных задач закона Российской Федерации «О ветеринарии».

Грамотное региональное ветеринарное законодательство ни в коей мере не будет противоречить федеральному, зато сможет защитить регион от неблагополучия и помочь хозяйствующим субъектам на местном уровне. Главное, что болеющие за отрасль люди, профессионалы в сфере ветеринарной медицины для реализации этих задач еще сохранились.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Рост продолжается

Рост продолжается

14 апреля 2023 года в Москве состоялась XVI отраслевая бизнес-конференция «Агроинвестор: PRO животноводство и комбикорма». До этого года мероприятие проходило под названием «Russian Feed Industry. Индустрия мяса и комбикормов».

Новый импульс развитию

Новый импульс развитию

С чего начинается корова, какая порода коз лучше, как в хозяйство тянется молодежь, о планах и перспективах и роли господдержки наше интервью с Нур-Магометом Иссаевичем Каппушевым, генеральным директором АО ПЗ «Красноозерное» (Ленинградская область, Приозерский район).

Сорняки идут на север

Сорняки идут на север

Специалисты отдела по защите растений филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Ленинградской, Мурманской областям и Республике Карелия ежегодно проводят фитосанитарный мониторинг сельскохозяйственных угодий. Ведется учет 102-110 вредных объектов (вредители, болезни, сорные растения). На протяжении десятилетий перечень объектов из года в год примерно одинаков.